Сделать стартовой | Добавить в избранное  
Русский Английский Украинский

Казачий Стан - Информационный портал казачьей традиции.

 
 

Навигация

Главная
Афиша
История
Культура
Казачьи Песни
Казачья Здрава
Казачий Спас
Казачьи Забавы
Казачьи Танцы
Казачьи Сказки
Онлайн Видео
Фотогалерея
Гостевая Книга
Карта сайта
Обратная связь
 

Календарь

«    Декабрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 

Опрос

Чего не хватает сайту

Песен
Карт
Культуры
Музыки
Новостей
Книг
Видео
 
 

Интересное



 
 

Архив

 
 
 
 
Казачий СПАС: Традиция, Обычай, Искусство ведения боя, Способ воспитания, Физическая культура, мировоззрение, образ жизни |
 

Казачий СПАС: Традиция, Обычай, Искусство ведения боя, Способ воспитания, Физическая культура, мировоззрение, образ жизни


(Очень трудно выбрать раздел для данной темы разговора. Потому как понятие Спас – это всё перечисленное в заголовке, но в отдельности – это уже не Спас).

По общепринятым значениям слово «Спас» можно охарактеризовать так:

- Спас – это Спаситель, Иисус Христос;

- Спас – это народные Православные праздники (медовый, ореховый, яблочный);

- Спас – это Иконы Господа нашего Иисуса Христа (Спас на Силах, Спас на Крови и т.д.);

- Спас – это возрождаемая ныне система боя запорожских казаков (в Украине, на Кубани, частично на Дону и в некоторых городах России в основном в казачьих областях);

- Спас – это состояние человека, проявляемое в критической ситуации (Православная казачья традиция).

Но. Осмелюсь утверждать, что Спас – это всё вместе взятое и ещё многое другое.

У нас нет данных по старинному названию того, что мы сейчас называем Спасом, по крайней мере, в тех казачьих областях, которые находятся на территории нынешней России. Да наверное его и не было. Видимо Спасом называли не какую-то систему, а то, что являлось проявлением или результатом конкретного образа жизни. А всё остальное – было подготовкой к вхождению в Спас. Поэтому и мы для удобства будем называть казачью родовую науку Спасом. Потому как вхождение в Спас сродни единению со Спасителем. Спасительство – это и есть христианская миссия Казачества.

Начать разговор хочется с самого начала, с таких понятий как Казак и Казачество.

Не вдаваясь в лингвистику и историю дадим своё, родовое понятие таких явлений, как Казаки и Казачество.

Социальный аспект

Казачество всегда было формой вольного (свободного) существования людей во враждебном окружении, защита своей вольности. Отсюда получается, что Казак – это вольный воин. Именно вольный и именно воин. Отсюда же вытекает и понятие границы, без которой невозможно существование Казачества. Везде, где есть попытка лишить людей какой либо степени свободы, возникает граница между разными формами существования. Поэтому Казачество держится на понятии Воля, а не на понятии Служба (это для реестровых).

Понятие Служба было преподнесено как главное в тот момент, когда казаков пытались использовать только как военную силу, не больше. И, в конце концов, сделали военным сословием. А понятие Воля всячески искоренялось и продолжает искореняться из казачьего мировоззрения.

Но традиции живы. Отголоски действительно древних казачьих взглядов на мир сохранились в форме передачи знаний, которые современные идеологи назвали фольклором.

Основная идея существования казачества – это восстановление справедливости в обществе и установление справедливого общества.

И весь быт казаков, их взгляды на жизнь и смерть говорят именно об этом. Это и есть смысл существования казаков, как вольных людей, способных защитить свою свободу, в том числе ведением боевых действий против любого противника. История это наглядно показывает.

А Служба, это не цель. Это средство. И коль скоро шёл казак на службу, то считал нужным через неё выполнить своё предназначение на данном промежутке времени. Выполнил – уходил обратно в вольное состояние. Так было до воцарения Романовых. Вольный человек всегда эффективнее устранит препятствие к дальнейшему существованию общества, потому что цели и у службодателя и у казака совпадают. Раб же не сможет разрешить проблему наилучшим образом, потому что он не пропустил её через свою душу. Ему всё равно с кем и как воевать. Как велит хозяин. Пожизненная служба в данном случае выливается в одну из форм рабства.

Мифологический аспект

На наш взгляд есть прямая мифическая связь Божественного предназначения казачества с таким атрибутом казака, как нагайка.

Нагайку можно считать одним из символов принадлежности к казачеству.

Нагайка – змееподобная, как змея (по санскриту). Самый почитаемый среди казаков святой – это Георгий Победоносец (по-казачьи Егорий Храбрый). Его образ – всадник, пронзающий копьём змея. Змееборец. Мифы и легенды про змееборцев известны у многих арийских (индоевропейских) народов с древнейших времён. Ранняя же легенда о Егории Храбром говорила о том, что он не убил змея, а победил его словом, приручил. Вспомните народную сказку про Никиту Кожемяку. Образ казака с нагайкой – это образ воина, приручившего змея. И он, казак-змееборец, при установлении справедливости может использовать этого змея в борьбе со злом, нарушившим вселенское равновесие.

Своеобразие мифологических и социальных основ существования Казачества наложили свой отпечаток на духовный мир, военное искусство, навыки и качества казаков. Всё это выработалось в своеобразную систему, включающую в себя и способы воспитания казаков, и способы ведения боевых действий, и социально-бытовые основы существования.

Собственно как систему в современном понимании до нашего времени никто не рассматривал. Это был всего на всего образ жизни. И на каком-то возрастном этапе казак входил в Спас. Спас – это то, что спасает. Спас – это то, что помогает спастись тебе самому, это то, что помогает тебе спасать других.

Казак-змееборец именно спасает добро от зла. Не убивает зло, а спасает добро. Эта духовная установка заложена в самом слове «Спас». Это то, на чём сосредоточены мысли казака-воина.

О принципах существования казачества

Один из основных принципов существования казачества – Воля, свобода. Свобода в движениях тела. Свобода в проявлении чувств. Свобода в использовании оружия. Свобода в способах боевых действий. Свобода в способах ведения хозяйства и т.д. Но свобода не вседозволенность. Свобода – это многообразие способов поведения и самовыражения. Какой из этого многообразия выбрать способ – решает сам казак.

Про Свободу хочется сказать особо.

Есть внутренняя сила, а есть внешнее проявление силы. Внутренняя сила проявляется тогда, когда на то есть необходимость. Постоянное внешнее проявление силы зачастую является компенсацией за отсутствие внутренней силы, человек как бы защищается от возможных воздействий окружающей среды – не лезьте ко мне, вон какой я сильный, а то я вам устрою такое!..

Так же и свобода есть внутренняя, а есть внешняя. Проявление симптомов свободы: делаю, что хочу, говорю, что хочу и т.д. на самом деле свобода всегда подразумевает право выбора. У свободного человека всегда есть три выбора: делать что-то, не делать что-то и делать что-то другое. У человека, который только показывает свою свободу, права выбора не бывает. Если он не будет показывать то, что он свободен, он потеряет ощущение свободы. Поэтому у него отсутствует право выбора, а значит, он не свободен.

Отсюда получается следующее – свобода должна быть внутри самого человека. Если она присутствует внутри, значит, она проявится и во вне. И человеку незачем будет доказывать себе и другим, что он свободен. Сама свобода будет проявляться именно в моменты принятия решений – делать, неделать, делать что-то другое…

Но свободу надо воспитывать в себе, особенно в нашей социальной среде, где каждый стремится оказывать влияние на каждого, а значит ограничивать его свободу.

Есть душа, есть дух и есть тело. Душа и тело есть единые, но противоположные стороны человека. А между ними лежит дух. По сути, дух и включает в себя душу и тело. Если душа и тело развиты, то и дух будет здоров и силен.

Свобода души идёт от свободы тела и наоборот. Чем свободнее тело тем свободнее душа. Начинать нужно со свободы тела, тогда душа станет свободнее и отплатит со сторицей телу. Произойдёт взаимовлияние тела и души.

Свобода тела.

Начало – свобода движений. Чем свободней и больше объём движений, тем в больших ситуациях мы сможем их применить и тем легче нам будет это сделать.

Далее – напряжение и расслабление тела. Необходимо уметь делать и то и другое. Неумение расслабляться приводит к излишнему напряжению. А излишнее напряжение мышц напрягает и психику (душу). Соответственно, неспособность быстро и качественно соображать, реагировать на изменения обстановки. Неумение же напрягать тело для выполнения определённого объёма работ, для выхода из сложной физической ситуации является слабостью тела, а значит и слабостью души. Не сможешь напрячь физические силы – не сможешь мобилизовать и душевные.

Единство души и тела – основа сильного духа. А сильные духом всегда свободны.

Свобода есть право выбора. И чем больше вариантов, тем свободнее человек. Варианты должны быть во всём. От малого (телесные движения), до великого (мыслительные процессы).

Для всего этого необходимо научиться принимать решения. Учиться надо также от простого – сначала наработать варианты движений, а затем - делать или неделать то или иное движение. И если решил делать – то делай! Затем научишься так же работать с мыслями и эмоциями. Не надо подавлять в себе эмоции или пытаться избавиться от навязчивых мыслей. Надо пережить как можно больше эмоций и пропустить через разум как можно больше мыслей, а дальше – выбирай, что тебе переживать и о чём думать.

Но… Свобода – это один из аспектов казачьего миропонимания. И отделять его от целого нельзя. На выбор казака влияют такие понятия как Долг, почитание наследия и заветов предков, опыт «стариков».

Свобода подразумевает равенство возможностей. В свободном обществе каждый равен каждому. И человек ценится именно по своим качествам и навыкам. У казаков все умели всё. Но кто-то умел лучше одно, а кто-то другое. И это расценивалось как дар Божий. Поэтому в общинах решали сообща, на Круге, кого принимать в казаки, кого выбирать атаманом, кого наказывать, если он не понял оказанного ему доверия, на кого идти войной, с кем быть в союзе.

Ещё один принцип – это принцип Рода. Род связывает все поколения: прошлые, настоящие и будущие. Если мы живём, значит наши предки были мудрее, сильнее, ловчее и быстрее наших врагов. Наш долг перед родом сохранить его (род), стать мудрее, сильнее, ловчее и быстрее наших нынешних врагов, завести крепкое потомство, научить всему тому, чему нас научили наши предки, сохранить для потомков всё то, что оставили нам наши предки, чтобы они сделали тоже для следующих поколений рода.

Общинность (жизнь общиной) принцип существования казачества в вольном состоянии. Воля уравновешена обществом. А общество пропитано волей. Иначе казачество не выжило бы.

Из принципов общинности и рода вытекает и принцип товарищества. Казачьи сотни комплектовались из родственников и соседей. Казаки понимали, что только вместе, сообща можно выживать в окружении сильных противников. Этот принцип накладывался и на обучение-воспитание, и на быт, и на войну. Хозяйство вели сообща, курени строили сообща, охотились сообща, воевали сообща, принимали решения сообща, гуляли (отдыхали) сообща. И никто ни кого ни к чему не принуждал. Все понимали необходимость совместной жизнедеятельности. Если каждый будет думать только о себе, то не выживет никто. А если ты защищаешь своего товарища, помогаешь своему соседу-казаку, то и тебя кто-то защитит, поможет тебе. Поэтому были и есть у казаков побратимы, односумы и однополчане. Товарищи – «товар» - дело – это подельники, люди, объединённые одним делом.


Страница 1 из 2 | Следующая страница

Теги: {news-tags}
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • СПАС Казака
  • Казачий СПАС
  • Запорожский Спас
  • Воспитание казака
  • Казачья Культура в воспитании молодёжи
  • Добро пожаловать на сайт!
  • Основные направления изучения казачества



  •  (голосов: 5)

    Распечатать | Комментарии: (0)

     
     
     
     
     
    Информация
     
      Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.  
         
     

     

    Интересное в сети

     
     

    Поиск



     
     

    Новое на форуме

    {forum}
     
     

    Популярное

     
     

    Друзья


    Оренбургские казаки в Интернете

    Для того, чтобы попасть в друзья напишите Администратору
     
     

    Интересное

    {videolist}
     
     
     

    Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте | Статистика
    Внимание! При копировании материалов с сайта, ссылка на первоисточник обязательна!
    © 2006-2009.
      cossackstan.ru