Сделать стартовой | Добавить в избранное  
Русский Английский Украинский

Казачий Стан - Информационный портал казачьей традиции.

 
 

Навигация

Главная
Афиша
История
Культура
Казачьи Песни
Казачья Здрава
Казачий Спас
Казачьи Забавы
Казачьи Танцы
Казачьи Сказки
Онлайн Видео
Фотогалерея
Гостевая Книга
Карта сайта
Обратная связь
 

Календарь

«    Май 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
 

New Комментарии

 
 

Опрос

Чего не хватает сайту

Песен
Карт
Культуры
Музыки
Новостей
Книг
Видео
 
 

Теги

 
 

Архив

 
 
 
Уважаемые Посетители, чтобы получить доступ ко всем разделам нашего сайта, получить право оставлять комментарии и использовать наши сервисы, Вам необходимо зарегистрироваться, либо войти под своим логином. Зарегистрироватся очень просто, это минутное дело. ЗАРЕГИСТРИРОВАТСЯ ...

 
Обрядовые пляски и хороводы Псковской области |
 

Обрядовые пляски и хороводы Псковской области

В результате многолетней экспедиционной и аналитической работы СПб консерватории и Фольклорно-этнографического центра на территории Псковской области была обнаружена и зафиксирована развитая хореографическая традиция, имеющая связи с ранними пластами народной культуры. Система художественных форм, относящихся к разным жанрам фольклора и включающих в себя хореографическое движение, является одной из характерных и представительных для Псковской традиции.

В основе методики комплексного анализа явлений фольклора лежит понятие "фольклорно-этнографический текст", рассматриваемое нами как отношение "текст в контексте".

Наше внимание привлекают формы хореографии, относящиеся к архаическому пласту культуры.

В Псковской традиции выделяются три типа хореографического движения:
- пляска; особо важным оказывается специфичность ритмоакцентной стороны движения, шага, пластики.
- хоровод; ведущий момент - выразительная сторона графики (линии), орнамент движения.
-шествие; направленное коллективное движение, соотнесенное по характеру с главной содержательной стороной обрядового действия.

Структурно-типологический анализ трех образцов женской обрядовой пляски раскрывает ее содержание, язык и обрядовое назначение.

1. Дожинальный обряд "БАБУ РЕЗАТЬ" - на поле оставляют последнюю пястку, заплетают косу ("бабу"), срезают макушки ("головы"), исполняют пляску-заклинание, готовят поминальную кашу.

2. Свадебная припевка "ОТЛЕТАЛА ЛЕБЕДУШКА" с пляской; обстоятельства исполнения: послевенечная часть свадьбы, застолье, припевание жениха и невесты, пар гостей. Основная функция припевки - соединение пары.

3. Женская пляска "КРУЖОК" на вечерках.

Типические черты пляски: круговое движение, приставной обрядовый шаг, акцентно выделенный притоп (втаптывание); для первых двух примеров характерны также акцентированная пластика рук, прискок, динамизирующий акцент, т.е. средства художественной выразительности, выявляющие императивный, магически-заклинательный характер формы. Очевидной является взаимосвязь характера пляски и происходящего обрядового действия. В ряду слово-напев-хореография основную роль играет хореографическое движение.

Типологическое сопоставление характера хореографического движения дает нам основания предполагать обрядовую сущность и пляски "Кружок", не связанной, на первый взгляд, непосредственно с обрядовым действием.

Об особой ритуально-магической природе рассматриваемых явлений говорит и выделенный особым статусом женский состав участников данных обрядовых комплексов.

Отмеченные характеристики женской пляски получают подтверждение в обширном статистическом материале экспедиционных записей, что вместе с типологической однородностью этих признаков свидетельствует об обрядовой сущности данного типа пляски, о ее архаических основах, связанных с древними пластами народной традиционной культуры.

Орнаментально-хореографическую традицию Псковской области рассмотрим на примере форм, бытующих на территории Гдовского р-на, обладающих ярким разнообразием, развернутостью цикла и представительностью для данной традиции ("Из-за лесику", "В нас на улице Матюшка", "Размолоденький миленький дружок", "Поднималась туча-гром" и др.)

Особенности функционирования орнаментально-хореографических форм - приуроченность к весенне-летнему периоду календарного круга, исполнение на улице, женский состав участников.

1) по кругу - "ходить во кружок" (народн. терминология);

2) "выводить кружки" - "полумесяцем", "крюкам", "подковой", "змейкой".

Основные характерные элементы орнаментально-хореографических форм:

- графика движения (символика орнамента)
- характер движения: сочетание (или чередование) спокойного шага с плясовым началом;
- пластика рук, подчеркнутая использованием платков;
- исполнительский прием: "подгайкивание", дополняющее ритмическую систему хореографического движения.

Хореография находится в тесных неразрывных связях, взаимоотношениях с остальными средствами выразительности, структурно-композиционными закономерностями и оказывает значительное влияние на формирование их особенностей. Хореографическое движение как одно из организующих начал одновременно является носителем смыслового содержания: семантика хореографии является одним из "кодов" системы жанра хороводных песен. Хоровод в системе фольклорно-этнографического текста выступает как особый вид организации ритуального времени и пространства. Формы мужской ритуальной пляски-шествия в Псковской обл. связаны с так называемым "ломанием".

Ломание - приуготовление к "бою", вызов на "бой" - драку, которая изначально носит ритуально-магический характер - мужская сольная, парная или групповая пляска, исполняемая преимущественно во время шествия-"проходки" по улице ("партия на партию").

Элементы художественной формы:

- пляска: скачки, "махи рук", вращения, императивные действия, утверждающие намерение - удары о землю ("тросткой" - палкой, кулаками, ногой и др.), втаптывание - "вколачивание";
- особо важна и музыкально-поэтическая форма - ведущая роль инструментального наигрыша, причем специального - "Горбатого", "на задор" и частушки - припевки вызывающего характера.

Шествие-пляска, "Ломание", моментом завершения которого следует реальное столкновение - (бой, драка), само является элементом традиции и занимает свое место в системе коллективного сознания и жизни общины.

По нашим наблюдениям, хореографические формы, зафиксированные на территории Псковской области, имеют ярко выраженные типологические черты и в силу своей включенности в обрядово-праздничную жизнь, характеристичности художественно-языковых средств и непосредственных связей художественной формы с системой представлений восходят к архаическим пластам народной традиционной культуры.

Библиотека исторического факультета СПбГУ
Балакшина С.Р.



Теги: области, Псковской, хороводы, пляски, Обрядовые, Казачьи танцы
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Особенности взаимосвязи движений и рисунка на примере хороводной формы танц ...
  • О боевом народном танце
  • Русская пляска
  • Пляска Донских казаков. Часть 1
  • Пляска Донских казаков. Часть 3
  • Пляска Донских казаков. Часть 2
  • Шамиль терский



  •  (голосов: 1)

    Распечатать | Комментарии: (0)

     
     
     
     
     
    Информация
     
      Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.  
         
     

     
     

    Вход на сайт

     

    Поиск



     
     

    Случайное фото

    Казачки г. Ставрополь

    Скачать (152 кб)
    600x800 тип Jpeg
    Дата: 2009-01-27 19:07:39
    Альбом: Казаки г.Ставрополь
    Категория: Казаки России
    Автор: Ataman
    Комментариев: 0
    Просмотров: 689
    Рейтинг: 2

     
     

    Новое на форуме

    » Совки-сталинисты продолжают стравливать и унижать казаков
    Автор: БАРС
    » ВЫВОДЫ СЕКРЕТНОГО ИНСТИТУТА АН СССР
    Автор: jura31115
    » Образовательный ресурс казачества.
    Автор: avtokrator
    » заточка шашки
    Автор: Георгий Сухов
    » роман Шолохова "Тихий Дон"
    Автор: Георгий Сухов
    » Казацкие организации на Украине
    Автор: jura31115
    » а сколько тут казаков которые за Грядущего Царя молится?
    Автор: mironandrew
    » где найти?
    Автор: Veter
    » Иван Исаевич Болотников
    Автор: Георгий Сухов
    » Казачий Круг Дона
    Автор: OSS
     
     

    Популярное

     
     

    Друзья


    Оренбургские казаки в Интернете

    Для того, чтобы попасть в друзья напишите Администратору
     
     

    Реклама

    Реклама
     
     

    Интересное

     
     
     

    Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте | Статистика
    Внимание! При копировании материалов с сайта, ссылка на первоисточник обязательна!
    Design by MasterWeb © 2006-2009.
      cossackstan.ru